10 заповедей родительства, которые помогут Вам приоткрыть дверцу в мир доброты.
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не думай, что ребенок принадлежит только тебе, он не твоя собственность.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
Он дает жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока: тяжесть в жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не менее, чем твоя. А может и больше, потому что у него еще нет привычки.
- Не унижай ребенка никогда!
- Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь, но не делаешь.
- Помни - для ребенка сделано не достаточно, если не сделано все.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок- это праздник, который пока с тобой.
Что такое дисграфия?
Родители часто задаются вопросом: почему мой ребёнок ходит на занятия к логопеду, все звуки он произносит правильно, тогда зачем нужны занятия? Если ребёнок плохо говорит, то нужно обращаться за помощью к логопеду, а если плохо пишет, допускает много ошибок, значит, нужен репетитор, нужно больше писать под диктовку, переписывать и т.д.
Есть и такие родители, которые соглашаются с мнением учителя и логопеда: надо – значит надо. В чём же всё-таки причина?
Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребёнок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но – окно и т.п.
К сожалению, многие родители относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребёнком больше диктантов. И тогда наступает трудный период для родителей, и для детей. У ребёнка наступает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребёнка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребёнку обязательно необходима помощь учителя-дефектолога!
Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребёнка частично нарушен процесс письма – дисграфия.
Дисграфия, к сожалению, довольно часто встречается у учащихся массовых школ и является большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка.
Что же такое дисграфия?
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Огромное значение для овладения процессом письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из причин дисграфии.
Причиной дисграфии может быть и наследственный фактор, когда ребёнку передаётся недосформированность мозговых структур, их качественной незрелости. В этом случае при овладении письменной речью ребёнок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.
Бывает, когда нарушения письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества эта причина становиться всё более актуальной.
Причиной дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание.
В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно чёткую артикуляцию. Про них обычно говорят: «Еле языком ворочает…»
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребёнка при письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.
Каковы же ошибки, которые нас должны насторожить? Существует несколько видов нарушения письма, каждому виду соответствуют и свои ошибки.
1. Смешение букв при письме по оптическому свойству… б – д; п – т;
Е – З; а – о; д – у и т.д.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие
каких–то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи
соответственно отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что и
говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии детям особенно сложно даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ, смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
4. Мы часто радуемся, когда ребёнок читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописывание слов.
5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): «За зомом росла мамина» (за домом росла малина), антиципации (предвосхищение): «Дод небом лолубым» (под небом голубым).
6. Большой процент ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезёт (везёт).
7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок так же является одним из проявлений дисграфии.
Если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.
Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать алфавит. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идёт раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.
Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию.
Уважаемые родители, оцените сегодняшнее состояние речи своих детей! Если ваш ребёнок занимается с учителем - дефектологом по причине нарушения письма, отнеситесь со всей ответственностью к посещению занятий, а также к выполнению его рекомендаций и домашних заданий. Учитель-дефектолог поможет вашему ребёнку, но все-таки основную нагрузку в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя родители. Решение логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.
Рада Вам помочь учитель-дефектолог