Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Психологическая безопасность образовательной среды

 

Психологическая безопасность образовательной среды – залог психологического здоровья ребенка

 

Психологическая безопасность образовательной среды

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной.

Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале потребностей, разработанной А. Маслоу, известным американским психологом. В состав этой потребности включены: потребность в организации, в предсказуемости событий, в законе и порядке, в стабильности, а также в свободе от таких угроз, как болезнь, хаос и страх.  Для каждого здорового члена общества личная безопасность, безопасность родных и близких, является одной их ключевых ценностей.

В социокультурной теории личности, разрабатываемой Карен Хорни, подчеркивается, что безопасность особенно важна для формирования и развития ребенка. К Хорни выделяет две потребности детства: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении основных нужд ребенка. Главной в развитии ребенка оказывается именно потребность в безопасности (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира), при неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая будет проявляться в ощущениях беспомощности, страха, чувстве вины, которые проявляются во социальных взаимоотношениях с окружающими людьми, как в настоящем, так и в взрослом состоянии.

С понятиями безопасности сопряжены как процессы обучения и воспитания, так и организация досуга, оздоровления и отдыха, нахождение в образовательных учреждениях, проезда от места учебы и обратно и т.д. 

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие. Стоит только сказать, что обеспечению физической безопасности всегда придавалось и сейчас придается огромное значение. Особенно, если речь идет об образовательных учреждениях. В настоящий момент уже прописаны наиболее важные законы, регламентирующие разнообразные аспекты данной деятельности. Например, разработаны рекомендации по пожарной безопасности в педагогических учреждений, выработаны правила безопасности при проведении занятий в школах и других образовательных учреждениях по химии, биологии, физике и др. На сегодняшний день установлены «тревожные кнопки» во многих школах, введены ученические билеты или специальные личные карточки учащихся удостоверяющие личность ребенка, 
разрабатываются специализированные учебные тренинги и занятия по безопасности жизнедеятельности, внедряются современные технические новшества (системы наблюдения, специализированные детекторы потенциально опасных предметов и веществ).

Ну а как обстоит дело с психологической безопасностью в образовательном учреждении? Многие современные ученые-психологи озабочены поиском решения именно этой проблемы. В поисках решения этой проблемы они придавали большое значение роли наследственных и социальных факторов в процессе формирования личности.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как система межличностных отношений, вызывающих у участников ощущение принадлежности к определенной социальной группе; как состояние образовательной среды, в котором отсутствует психологическое насилие во взаимодействии участников образовательного процесса (учителя, учащиеся, родители, руководство школы), которое способствует удовлетворению потребностей в общении личностно-доверительного плана, а также обеспечивает психическое здоровье всех участников; как системы мер, которые направлены на предотвращение угроз для устойчивого развития личности.

Участники образовательной среды учебного заведения и сама образовательная среда являются как субъектами (обеспечивают ее) и объектами (нуждаются в ней) психологической безопасности, а также и средствами обеспечения ее.

Психологическая безопасность образовательной среды может рассматриваться как прямое продолжение безопасности личности учителей, родителей, учащихся, а также как защита спокойствия и общественного порядка, прав и свобод, духовных ценностей, и нормальной деятельности учебных учреждений.

Риски и угрозы психологической безопасности в школе.

Образовательная среда школы и ее участники могут подвергаться как внешним, так и внутренним угрозам. На уровне личности к основным внутренним угрозам относят: внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, психологическое неблагополучие, нестабильность и нарушение психического развития и здоровья, к внешним — неудовлетворенность психологическими характеристиками среды и неустойчивость к воздействиям со стороны людей и групп.

На уровне образовательной среды к основным внутренним угрозам относят: негативное отношение к образовательной среде ее участников, нарушение спокойствия и порядка в образовательном учреждении, трудности в общении участников среды, к внешним - чрезвычайные ситуации в социальной, технической и экологической сферах, криминализация общественных отношений.

Таким образом, определяя психологическую безопасность, как состояние устойчивости психики, психологи предполагают поддержание некоторого баланса между устойчивостью человека и негативными воздействиями на него окружающей среды. Психологическая безопасность среды и личности неотделимы друг от друга, они представляют собой модель нормального функционирования и устойчивого развития человека во взаимодействии со средой.

Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы и участия педагогов при наличии жесткой дисциплины; отсутствие толерантности к представителям других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников или преподавателей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям, предъявляемым к учащемуся образовательным учреждением; чрезмерная нагрузка и увеличение объема знаний, необходимых для того, чтобы соответствовать этим требованиям – все это уменьшает способность образовательной среды быть безопасной.

И наоборот, доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

Главным механизмом, способствующим созданию психологической безопасности в образовательной среде является внутриличностное общение, способствующее развитию личности и ее самоактуализации. Функционирование внутриличностного общения такого рода возможно только при отказе от психологического насилия во взаимодействии всех участников образовательной среды.

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды может выступать одной из центральных задач службы психологического сопровождения в школе. Она реализуется через применение программ и технологий, обеспечивающих устранение психологического насилия во взаимодействии и адресованных всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Целью деятельности службы психологического сопровождения является укрепление и поддержание психического здоровья участников образовательной среды. Итогом работы является психологически здоровая личность.

В образовательной среде могут быть следующие факторы риска психологической безопасности: низкая активность педагогов и учащихся, недостаточное обеспечение материально-технической базы школы, а также кадрового состава, несформированность практических и социальных навыков, опыта и умений, уровень культуры и воспитания, особенности личности участников образовательного процесса, недостаточность профилактики физического и психического нездоровья.

Наличие психологического неблагополучия в жизни человека может быть обусловлено множеством причин, а также иметь различные этиологии происхождения, но многообразие и интенсивность проявления психологического неблагополучия индивидуально и произрастает, на мой взгляд, из одного источника – психотипа человека, а точнее из формирующегося характера личности и его акцентуаций. То, что для одного человека ничего не значит, и он не придает этому особого значения, для другого может являться неразрешимой проблемой, источником переживаний и беспокойства, а порой может обернуться трагедией и несчастьем. Это зависит от воспитания, личностных особенностей и характера каждого отдельно взятого человека.

Психологическое неблагополучие – это внутренний дискомфорт, ощущение себя несчастным, ущербным, беспомощным, одиноким, брошенным, изгоем; это состояние, при котором человек отвергает себя, окружающих, или весь мир. Переживая безусловное непринятие себя, своей сущности и природы, изначальной врожденной данности, - генетически запрограммированных особенностей внешности, темперамента, наличия ограниченности или недостаток определенных качеств и способностей, человек нередко направляет накопившиеся недовольство, агрессию на себя (аутоагрессия) или на виновника своих несчастий.

Степень неблагополучия у разных людей различна и ее невозможно объективно оценить или измерить каким-либо мерилом. Часто психологическое неблагополучие бывает замаскировано от окружающих, если человек хорошо владеет собой, умеет контролировать себя и свои эмоции, живет по принципу: «Чем тебе хуже, тем лучше надо держать себя в руках». Многие сознательно отказываются от внутреннего своеобразия и посвящают себя служению навязанной им социальной роли. И под маской внешне вполне успешного и благополучного человека может скрываться страдалец, мучающийся от психологического дискомфорта. Каждый в различные моменты жизни может ощущать себя в той или иной мере «неблагополучным».

Всем известно, что подростковый период является наиболее сложным этапом развития в жизни человека. Именно в этот период активно происходит развитие и изменение всех основных характеристик развития человека: биологических, физиологических, психологических и социальных. Происходят изменения в личности и учебной деятельности, общении со сверстниками, отношениях с учителями, родителями. Эти изменения можно объяснить с научной точки зрения, психологически, и раскрыть причины негативных проявлений в личности и деятельности подростка.

Задача взрослых, окружающих подростка: родителей, учителей, психологов, облегчить процесс взросления, постараться сделать его менее болезненным, чтобы он проходил естественным образом, не вызывая негативных последствий. Этот процесс имеет множество индивидуальных нюансов, которые необходимо понять и принять, а взросление – регулировать, вмешиваясь в трудности и научив подростка их преодолевать.

Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса можно способствовать формированию разносторонне развитой личности учащихся.

 

Разделы сайта